11 августа 2016 в 23:54

Проект под названием «Звезды лиги» набирает обороты

Проект Национальной Студенческой Футбольной Лиги под названием «Звезды лиги» набирает обороты. Нашим героем на этот раз стал нападающий Александр Можегов, выступающий за команду СПбГУПТД. Он рассказал нам удивительную историю своего выступления за команду с крайнего Севера и как он стал одним из лучших игроков прошедшего сезона в НСФЛ.


 
Профайл игрока
Александр Можегов, 23 года
Нападающий ФК СПбГУПТД (Санкт-Петербург)
В сезоне-2015/16 гг. НСФЛ забил 16 мячей
 
- Саша, дебютный сезон в НСФЛ ты завершил с шестнадцатью забитыми мячами. Можно сказать, что ты нашел свой турнир?
- Для меня прошедший сезон выдался и в правду ударным. Могу даже сказать, что это был мой максимум. Конечно, не могу не поблагодарить партнеров по команде. В каких-то моментах они могли сами решить исход эпизода, но отдавали передачу мне. Задача нападающего состоит в том, чтобы забивать и с этим не было проблем.

- Участие в НСФЛ для тебя стало шагом вперед?
- Студенческая футбольная лига – очень интересный турнир, потому что здесь собраны ребята, поигравшие в дублирующих составах профессиональных клубов. В ней наверняка со временем раскроются новые таланты и российский футбол от этого только выиграет. Для нашего ВУЗа участие в НСФЛ - это большой плюс, потому что университет заинтересован в развитии спорта, как футбола, так и баскетбола. Не зря руководство дало добро на участие в следующем сезоне. Отдельно хотелось бы поблагодарить проректора Евгения Алексеевича Ананичева, который очень сильно нам помогает и создает для команды хорошие условия. Мы в свою очередь хотим добиваться максимума в каждой игре, чтобы наш университет был на слуху. И в следующем сезоне составим достойную конкуренцию и Краснодару, и Саратову.

- Правда ли что в команду вашего университета попадают только те, кто прошел футбольную школу «Зенита»?
- Большинство ребят у нас действительно заканчивали ДЮСШ «Зенит», кто-то из «Смены». Сам я переехал в Санкт-Петербург семь лет назад из родного города Оленегорск, имея за плечами опыт игры во втором дивизионе за мурманский «Север». А что касается учебы, то после окончания бакалавриата, я поступил в магистратуру. Сначала изучал экономику, а сейчас решил поменять профиль. Через два года стану инженером по кожным изделиям. Посмотрим, что в жизни пригодится. Хотя, если вернуть время назад, я бы пошел либо на инженера-проектировщика мостов, либо врача. Освоил бы ту профессию, которая востребована.

- В Санкт-Петербурге говорят: «Один город – одна команда». В НСФЛ в прошлом сезоне сразу три команды представляли Северную столицу – ваш ВУЗ, Политехнический и Петра Великого. Матчи между собой были наиболее принципиальными?
- Конечно! Для нас самым принципиальным соперником является Политех, потому что в прошлом году мы проиграли им в финале Кубка города. И для нас это было питерское дерби, как ни громко прозвучит. Мы конечно им отомстили и победили в последнем туре. А с государственным университетом им. Петра Великого мы неоднократно играли товарищеские матчи. С ними соперничество не такое яростное.

- Живя в Санкт-Петербурге, тебя миновало увлечение «Зенитом». Более того, ты болеешь за ЦСКА, как такое возможно?
- Я пошел по стопам старшего брата. Он с детства привил мне любовь к клубу, но не скажу, что получается смотреть каждый матч.

- Не чувствуешь себя белой вороной?
- У каждого свои интересы и вкусы. Каждый вправе делать в своей жизни, что он хочет.

- Приходилось драться с болельщиками других клубов?
- Нет, до кулачных боев не доходило. Бывает в шутку с друзьями друг друга «травим», но без агрессии.

- Вернемся к твоему родному городу. Расскажи о том месте, где ты рос и впервые начал играть в футбол.
- Оленегорск – небольшой город в мурманской области. Численность небольшая - 25 000 человек, но с каждым годом население разъезжается по другим городам. Город, по сути, живет горно-обогатительным комбинатом и большинство трудится там. У нас даже футбольной команды сейчас нет, которая могла бы играть на область. Даже поля искусственного нет. Когда я учился в школе, мы играли на бетоне засыпанным песком, стирали ноги и боялись упасть. Вот в таких гладиаторских условиях мы и росли.

- Что сейчас тебя связывает с родным городом?
- Сейчас у меня там живут родители, брат и дедушка. К ним стараюсь ездить хотя бы раз в полгода.

- Как ты решил перебраться в город на Неве?
- Семь лет назад я приехал в Санкт-Петербург, когда еще играл во второй лиге за команду мурманский «Север». Она, к сожалению, уже не существует. Пройдя сборы, в 17 лет я подписал первый профессиональный контракт, по которому получал 5 000 рублей в месяц. А так как футбольных условий в Мурманске не было, мы базировались в Петербурге. И город мне пришелся по душе, потом поступил в университет. Вот так и остался.

- Второй дивизион для молодого 17-летнего игрока – это настоящая жесть?
- Для меня все было в новинку, еще не понимал, что значит попасть в команду к мужикам, где все очень серьезно. Есть свой доктор, тебя кормят, дают экипировку. Я был самый молодой и мне пришлось пройти курс молодого бойца - носил мячи, собирал на стирку грязные вещи, а потом разносил чистые. Каждый молодой игрок должен пройти через такую школу.

- Часто выходил на поле?
- У меня было не так много игровой практики, как у взрослых. Конечно, меня подпускали потихоньку, давая по пять минут, чтобы втянуться во взрослый футбол. Но дальше не получилось. В 2012 году пришел новый главный тренер – Валерий Есипов - и попросил молодежь на выход.

- Сколько удалось забить за три года во втором дивизионе?
- В официальных матчах ни одного мяча. Только разок на сборах отличился, правда с последствиями. Мы играли против «Локомотива» из Лисок и в том матче я забил, и тогда же мне сломали нос.

- Самые экстремальные условия, в которых приходилось играть?
- Самый экстремальный футбол был в Мурманске. Пришлось чистить поле от снега, но не помогало, дул очень сильный ветер. Невозможно было дышать и бегать, сразу же замерзал. Еще была предсезонная тренировка зимой, когда сугробы стояли по пояс. Нас заставляли по ним бежать стометровые отрезки, а уже после таких тренировок мы шли в баню.

- Что за тренер тебя так истязал?
- Мой первый профессиональный тренер – Адьям Кабирович Кузяев, его сын сейчас играет в «Тереке», а он тренирует «Нарву» из Эстонии.

- Самая невероятная история в твоей карьере…
- Никогда не забуду историю, когда мы с «Севером» поехали на сборы в Турцию. Мне тогда было 17 лет. Я стою на таможне в московском аэропорту с загранпаспортом в руке. И мне говорят: «Молодой человек, где у вас согласие от родителей?». Я отвечаю: «Да, родители согласны, все в порядке». А я не знал, что им нужно было нотариальное согласие, без которого меня не выпустят из страны. Подзываю начальника команды Германа Владимировича и объясняю ситуацию. В итоге, мы провели с ним лишний день в Москве. Мама сделала документ, побежала на автовокзал и отправила его в Мурманск. Там директор клуба забрал согласие и на следующее утро отправил в Москву через пассажира самолета. Утром мы его получили и улетели. В итоге, начало сборов я не пропустил.

- Был ли самый запоминающийся выезд с командой?
- Да, в Раменское. Не помню против кого играли, но точно не с «Сатурном». Было здорово побывать на шикарном стадионе, посидеть в комфортных раздевалках. Конечно, надеялся, что выйду хотя бы на 5 минут на замену, но в итоге, выполнял функции пресс-атташе и снимал матч на камеру.

- Чему еще удалось научиться в «Севере»?
- Мне было всегда интересно узнать, как крайние полузащитники бегают по 90 минут, не уставая. У нас играл Рустем Ахметзянов, сейчас он детей тренирует в казанском «Рубине», я у него и спросил. Его ответ оказался очень простым: «Можега, надо выбирать время, чтобы восстановить дыхание».

- После ухода из мурманской команды был ли шанс вернуться во вторую лигу?
- Да, я играл за «Руан», так раньше назывался клуб «Тосно». Мы вывели его во вторую лигу и снова после прихода нового тренера - Виктора Демидова – команда собиралась заново и мне не удалось попасть в состав.

- Саш, и в завершении. Представь себя на секунду экскурсоводом и порекомендуй гостям Санкт-Петербурга три обязательных для посещения места?
- Посоветовал бы съездить летом в Петергоф, прогуляться ночью посмотреть на разводные мосты и третье – сходить в парк аттракционов, который находится на Крестовском острове, чтобы ощутить прилив адреналина. Оно того стоит!
 
Юрий Бугаев, главный тренер ФК СПбГУПТД: «В нашей студенческой команде Саша освобожден от оборонительных функций и играет исключительно на острие атаки. И это идет ему в плюс, он фактически не уходит с поля без забитого мяча. Посмотрите на его статистику – в 15-и играх НСФЛ 16 голов. Могу сказать, что в других командах, в том числе и в «Фосфорите» из Кингисеппа, его результативность не так высока. Возможно, это связано с той ролью, которую он играет. У нас он ярко выраженный нападающий. Саша всегда был лидером в атаке и больше всех забивал. Он индивидуалист, а хороший форвард и должен быть таким. Пожалуй, самый яркий гол, который увидел в его исполнении в прошедшем сезоне, был в ворота ТГУ в Крымске. Марадона забил похожий в 1986 году англичанам. Может быть Можегов чуть поменьше человек обыграл на пути к воротам, но его рывок и серия финтов перед ударом украсили голевую атаку. Надеюсь, что в новом сезоне Саша продолжит в том же ключе».

Максим Сенаторов,
ведущий канала МАТЧ-ТВ,
комментатор НСФЛ

Турнирная таблица и статистика